Для проведения технического обслуживания дизель должен быть предварительно очищен и вымыт. При мойке сапуны, стартер, генератор, воздухоочиститель должны быть защищены от попадания влаги. По окончании мойки протереть насухо детали, узлы и агрегаты, подлежащие техническому обслуживанию.
Виды и периодичность технического обслуживания
Техническое обслуживание (ТО) дизеля заключается в периодической проверке, подтяжке, очистке, смазке и регулировании его механизмов.
Работы по техническому обслуживанию разделяются на:
- выполняемые при подготовке нового дизеля к эксплуатации и после первых 50 моточасов эксплуатации нового дизеля;
- плановые ТО при эксплуатации, выполняемые в зависимости от наработки;
- выполняемые по потребности.
Для дизеля установлены следующие плановые ТО:
- ЕТО - ежесменное техническое обслуживание, выполняемое через каждые 10 моточасов;
- ТО - после первых 50 моточасов
- ТО-1 - через каждые 50 моточасов,
- ТО-2 - через каждые 250 моточасов,
- дополнительные операции ТО-2 - через каждые 500 моточасов
- ТО-3-через каждые 1000 моточасов работы дизеля.
- дополнительные операции ТО-3 - через каждые 2000 моточасов
СТО - сезонное техническое обслуживание:
- ТО-ВЛ - выполняемое при переходе к весеннелетнему периоду эксплуатации при установившейся температуре окружающего воздуха выше 5 °С;
- ТО-ОЗ - выполняемое при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации с установившейся температурой окружающего воздуха ниже 5 °С.
Допускается в зависимости от условий эксплуатации отклонение от установленной периодичности проведения ТО (опережение или запаздывание) для ТО-1, ТО-2 - до 10 %, ТО-3 - до 5 %.
Выполнение сезонного технического обслуживания проводится одновременно с ближайшим ТО.
Работы, выполняемые по потребности, проводят, как правило, при ежесменном ТО в зависимости от показаний контрольных приборов, сигнализаторов и объективных признаков технического состояния.
Многие неисправности могут быть обнаружены вовремя, если следить за следующими изменениями в работе дизеля:
- появление повышенной вибрации;
- появление необычного шума, стуков и т. п.;
- внезапные изменения давления, температуры;
- уменьшение мощности дизеля;
- увеличение расхода масла, топлива;
- утечки масла, топлива, охлаждающей жидкости.
При появлении признаков неисправностей, отклонений от нормальных режимов работы механизмов и систем нужно принять соответствующие меры не ожидая очередного планового ТО и устранить возникшие неполадки, предотвратив преждевременный выход из строя.
НЕ ДОПУСКАЕТСЯ РАБОТА ДИЗЕЛЯ БЕЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ И С ЗАДАННОЙ ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ И ПРИВОДИТ К СНЯТИЮ ГАРАНТИЙНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
Ежесменное ТО, ТО-1 и ТО-2 могут выполняться на месте работы машины на площадке, обеспечивающей соблюдение надлежащей чистоты и безопасной в пожарном отношении.
ТО-3, ТО-ВЛ и ТО-ОЗ следует выполнять в закрытом помещении или в местах, защищающих машину от осадков и пыли.
При эксплуатации бульдозера в особых условиях (повышенная запыленность, камёнистые и болотистые почвы, низкие температуры, высокогорье) техническое обслуживание дизеля дополняют операциями, приведенными в статье «Техническая эксплуатация в особых условиях»
Работы по техническому обслуживанию выполняют на очищенном и промытом дизеле. По окончании мойки детали, узлы и агрегаты необходимо обдуть сжатым воздухом или насухо протереть.
Операции по подтяжке крепежа с заданной величиной момента должны производиться динамометрическими ключами.
- Проверить внешним осмотром комплектность и надежность крепления составных частей дизеля, отсутствие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости и, при необходимости, подтянуть крепление и устранить подтекания
Проверить уровень и, при необходимости, долить.
- масло в картер дизеля;
- охлаждающую жидкость в радиатор;
- масло в картер двигателя пускового агрегата,
Проверить уровень и, при необходимости, долить.
- масло в бортовые редукторы
- масло в подшипниках опорных и поддерживающих катков натяжных колёс;
- масло в ГМТ и отделение конических шестерен,
- охлаждающую жидкость в радиаторе.
Проверить и, при необходимости, отрегулировать:
- зазоры в механизме газораспределения дизеля, подтянув крепления головок цилиндров
- муфту сцепелния трактора
- блокировочный механизм коробки передач
- механизм управления поворотам и тормозами
- зазоры в механизме газораспределения двигателя пускового агрегата, подтянув крепления головки цилиндров
- приводы управления пусковым агрегатом
- муфту сцепления пускового агрегата
Смазать:
- подшипник включения муфты сцепления трактора
- подшипник карданного вала
- подшипники бортовых фрикционов
- перднюю опору дизеля
Провести обслуживание электрооборудования:
- очистить поверхность аккумуляторных батарей, клеммы и вентиляционные отверстия в пробке
- проверить уровень электролита и, при необходимости, долить дистиллированную воду
- смазать неконтактные части клемм аккумуляторных батарей техническим вазелином
Очистить и промыть:
- фильтр грубой очистки топлива
- масляный и магнитный фильтры гидромеханической трансмиссии
- фильтр трансмиссии
- сапун гидромеханический трансмиссии (коробки передач) и отделения конических шестерен
- сапун дизеля
Провести обслуживание воздухоочистителя пускового двигателя
Подтянуть крепления:
- форсунок
- головок цилиндров и стоек валиков коромысел дизеля
- турбокомпрессора
- коллекторов дизеля
- узлов впускного тракта дизеля
- глушителя и выпускной трубы
- водяного и масляного радиаторов
- кронштейна вентилятора дизеля
- стартера дизеля
- стартера двигателя пускового агрегата
- генератора
- задних опор дизеля
- кожухов бортовых редукторов
- концевых подшипников
- карданного вала
- гидробаков
- кабины
- топливного бака
- шарниров дверей
- двигателя пускового агрегата
- карбюратора двигателя пускового агрегата
- магнето двигателя пускового агрегата
Провести обслуживание систем смазки дизеля и двигателя пускового агрегата:
- заменить масло в картере дизеля, предварительно слив масло из топливного насоса и регулятора, с промывкой системы и заменой ФЭ масляного фильтра
- Проверить внешним осмотром комплектность и надежность крепления составных частей дизеля, отсутствие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости и, при необходимости, подтянуть крепление и устранить подтекания
Проверить уровень и, при необходимости, долить.
- масло в картер дизеля;
- охлаждающую жидкость в радиатор;
- масло в картер двигателя пускового агрегата,
Смазать:
- подшипник включения муфты сцепления трактора
- подшипники бортовых фрикционов
- Проверить внешним осмотром комплектность и надежность крепления составных частей дизеля, отсутствие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости и, при необходимости, подтянуть крепление и устранить подтекания.
Проверить уровень и, при необходимости, долить.
- масло в картер дизеля
- масло в бортовые редуктора
- масло в привод насоса гидросистемы
- масло в баки гидросистемы
- масло в ГМТ (коробку передач) и отделение конических шестерен
- охлаждающую жидкость в радиатор;
- масло в картер двигателя пускового агрегата,
- масло в корпус редуктора пускового агрегата.
Проверить и, при необходимости, отрегулировать:
- легкость вращения, осевой и радиальной люфты якоря генератора (с последующей регулировкой натяжения ремня генератора)
Смазать:
- подшипник включения муфты сцепления трактора
- подшипники бортовых фрикционов
- шаровые опоры гидроцилиндров передней навесной системы
- подшипники раскосов тележек
- верхний валик сервомеханизма
- механизм управления тормозами гидромеханической трансмиссией
Провести обслуживание электрооборудования:
- очистить поверхность аккумуляторных батарей, клеммы и вентиляционные отверстия в пробке
- проверить уровень электролита и, при необходимости, долить дистиллированную воду
- смазать неконтактные части клемм аккумуляторных батарей техническим вазелином
Слить отстой:
- из отделения бортовых фрикционов
- из топливного бака
- из корпуса муфты сцепления пускового двигателя
- из кожуха маховика
Очистить (промыть):
- масляный и магнитный фильтры гидромеханической трансмиссии
Провести обслуживание систем смазки дизеля и двигателя пускового агрегата:
- заменить масло в картере дизеля, предварительно слив масло из топливного насоса и регулятора, с промывкой системы и заменой ФЭ масляного фильтра
Провести обслуживание:
- воздухоочистителя двигателя пускового агрегата.
Проверить герметичность системы питания воздухом. Устранить неисправности.
Очистить (промыть):
- контрольное отверстие в корпусе насоса системы охлаждения
- фильтр грубой очистки топлива
- фильтр трансмиссии
- сапун гидромеханической трансмиссии и отделения конических шестерен
- сапун дизеля
- сапун пускового двигателя
- дополнительные фильтры гидромеханической трансмиссии
Провести обслуживание систем смазки дизеля и двигателя пускового агрегата:
- заменить масло в картере дизеля, предварительно слив масло из топливного насоса и регулятора, с промывкой системы и заменой ФЭ масляного фильтра
Заменить фильтроэлементы фильтра тонкой очистки топлива (через каждые 1500 моточасов)
- Проверить внешним осмотром комплектность и надежность крепления составных частей дизеля, отсутствие утечек топлива, масла, охлаждающей жидкости и, при необходимости, подтянуть крепление и устранить подтекания.
Проверить уровень и, при необходимости, долить.
- масло в бортовые редуктора
- масло в подшипники опорных и поддерживающих катков и натяжных колес
- масло в привод насоса гидросистемы
- масло в баки гидросистемы
- масло в ГМТ (коробку передач) и отделение конических шестерен
- охлаждающую жидкость в радиатор;
- масло в картер двигателя пускового агрегата,
- масло в корпус редуктора пускового агрегата.
Проверить и, при необходимости, отрегулировать:
- форсунки
- зазоры в механизме газораспределения дизеля, подтянув крепления головок цилиндров
- муфту сцепления трактора
- блокировочный механизм коробки передач
- зазоры в механизме газораспределения двигателя пускового агрегата, подтянув крепления головки цилиндров
- натяжение ремней привода вентилятора и генератора
- приводы управления пусковым агрегатом
- легкость вращения, осевой и радиальной люфты якоря генератора (с последующей регулировкой натяжения ремня генератора)
- зазор между электродами свечей зажигания двигателя пускового агрегата, предварительно очистив от нагара
- зазоры между контактами прерывателя магнето двигателя пускового агрегата и угол опережения зажигания
- муфту сцепления пускового агрегата
- механизм управления гидроаппаратурой гидромеханической трансмиссии
Смазать:
- подшипник включения муфты сцепления трактора
- подшипники карданного вала
- подшипники бортовых фрикционов
- шаровые опоры гидроцилиндров передней навесной системы
- подшипники раскосов тележек
- верхний валик сервомеханизма
- подшипник шкива вентелятора и натяжного ролика
- концевой подшипник полуосей
- подшипник вертикального валика механизма проворачивания пускового двигателя
Провести обслуживание электрооборудования:
- очистить поверхность аккумуляторных батарей, клеммы и вентиляционные отверстия в пробке
- проверить уровень электролита и, при необходимости, долить дистиллированную воду
- смазать неконтактные части клемм аккумуляторных батарей техническим вазелином
Слить отстой:
- из отделения бортовых фрикционов
- из топливного бака
- из корпуса муфты сцепления пускового двигателя
- из кожуха маховика
Очистить (промыть):
- фильтр грубой отчистки топлива
- контрольное отверстие в корпусе насоса системы охлаждения
- мультициклон
- сапун гидросистемы
- масляный и магнитный фильтры гидромеханической трансмиссии
- фильтр трансмиссии
- сапун гидромеханический трансмиссии (коробки передач) и отделения конических шестерен
- сапун дизеля
Провести обслуживание систем смазки дизеля и двигателя пускового агрегата:
- заменить масло в картере дизеля, предварительно слив масло из топливного насоса и регулятора, с промывкой системы и заменой ФЭ масляного фильтра
- заменить масло в картере двигателя пускового агрегата, с промывкой системы
- заменить фильтр очистки масла перед ТКР
Провести обслуживание:
- воздухоочистителя двигателя пускового агрегата.
- стартера дизеля
- стартера двигателя пускового агрегата
Подтянуть крепления:
- форсунок
- втулок форсунок
- головок цилиндров и стоек валиков коромысел дизеля
- кожухов бортовых редукторов
- задних опор дизеля
Проверить герметичность системы питания воздухом. Устранить неисправности.
Проверить и, при необходимости, отрегулировать:
- осевой люфт большой конической шестерни главной передачи
Смазать:
- переднюю опору дизеля
Заменить масло:
- в баках гидросистемы
- в коробке передач
- в бортовых редукторах
- в корпусе конических шестерн пускового двигателя
Очистить (промыть):
- мультициклон
Проверьте показания контрольных приборов по эталону
Заменить ремни ветилятора и генератора
Провести обслуживание стартера
Заменить отработавшую охлаждающую жидкость ( через 2000 м/ч или 3 года)
Заменить масло в корпусе редуктора пускового агрегата
Провести обслуживание систем смазки дизеля и двигателя пускового агрегата:
- заменить масло в картере дизеля, предварительно слив масло из топливного насоса и регулятора, с промывкой системы и заменой ФЭ масляного фильтра
- заменить масло в картере двигателя пускового агрегата, с промывкой системы
Провести обслуживание:
- воздухоочистителя двигателя пускового агрегата.
- электрофакельного устройства
Подтянуть крепления:
- коллекторов дизеля
- узлов впускного тракта дизеля
Установить переключатель посезонной регулировки напряжения в положение «З»
Заменить масло в корпусе редуктора пускового агрегата
Провести обслуживание систем смазки дизеля и двигателя пускового агрегата:
- заменить масло в картере дизеля, предварительно слив масло из топливного насоса и регулятора, с промывкой системы и заменой ФЭ масляного фильтра
- заменить масло в картере двигателя пускового агрегата, с промывкой системы
Провести обслуживание:
- воздухоочистителя двигателя пускового агрегата.
Установить переключатель посезонной регулировки напряжения в положение «Л»
В данной статье мы постарались как можно лучше раскрыть вопрос по поводу технического обслуживания бульдозера с двигателем Д 180, так же рекомендуем ознакомиться со статьей «Что нужно знать перед началом эксплуатации бульдозеров».